Сегодняшняя Турция отлична от Турции образца 2013 года приблизительно так же, как РФ момента присоединения Крыма отличается от России, в которой происходили митинги на Болотной площади. В 2013-м стоял вопрос, удержится ли дискредитировавшая себя ПСиР (Партия справедливости и развития) у власти, падающий рейтинг, массовый протест образованной, креативной, молодой части населения - все здесь знакомо, все богато на ассоциативный ряд в глазах российского наблюдателя. Аналитики отзывались о турецком обществе времен протеста трехлетней давности как о "поляризованном" - но, несмотря на действительно противоречивые оценки разными прослойками населения деятельности Эрдогана и ПСиР, приезжие журналисты и просто обывателя отмечали и кое-что другое бросающееся в глаза - удивительно мирное сосуществование различных общественных групп, имеющих противоречивые взгляды на то, какой должна быть форма общественного устройства в стране, роль религии в жизни общества и т.д. В постах Аркадия Бабченко отмечено такое вполне себе спокойное сосуществование на одной территории "мечети" и "гей-прайда", "мини-юбки" и "чадры".

И вот, похоже, что сегодня мы наблюдаем тревожащий вектор на отход от этой толерантности. Политика ПСиР после 2013, которая привела к чрезвычайно сильному напряжению, прорвавшемуся военным мятежом - не абсурдно ли в контексте ее говорить о каком-то "сплочении общества", подразумевая здоровую консолидацию? То, что видим мы на таких вот митингах, как тот, о котором идет речь ниже - это демонстрация чрезвычайного общественного разрыва при активной поддержке властью настроений определенной, соединенной специфическими взглядами на современность, части турецкого социума. По своим специфическим причинам эта часть на виду - но это лишний раз подчеркивает светский облик страны, так как нечто всегда видно ярче на фоне своих противоположностей.

В заключение скажу, что ситуация усугубляется дополнительной проблемой, которой здесь никто или почти никто не уделяет внимания: турки сейчас явно испытывают тот же синдром, что был на пике в РФ в 2014 - синдром раскола либерально настроенных масс. Помните, как крымский вопрос и взгляд на события в Донбассе разделил либералов, даже тех, кто одинаково поддерживал "болотный" протест несколькими годами ранее? Уверен, что и в тамошних дискуссиях сейчас ломается копье за копьем, бывшие приятели превращаются в недругов, и каждая сторона недоумевает: "Как ТЫ можешь поддерживать теперь вот то-то, когда раньше ты..." - и т.д. и т.п. Общественные процессы такого рода не проходят без включения психологического маятника, стремящегося любой конфликт разжечь до максимальных размеров. Это порождает растерянность и разобщенность в рядах креативного класса, в то время как руководство продолжает позиционировать себя как единственного защитника от хаоса. Тоже, согласитесь, знакомая ситуация.

В Стамбуле на провластный митинг пришли более миллиона человек

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены