Впрочем, есть и другое мнение. И именно для тех, кто еще наивно верит в свою власть над системой, уже запущен этот сложный механизм легитимизации, превращающий миллиарды рублей в чернильные галочки. Уже сейчас понятно, на чем будут строиться все предвыборные программы. Основной их постулат, который в том или ином виде возьмут на вооружение все партии, – живем мы довольно-таки хреново. И это единственное, что будет связывать их с реальностью. Одни станут говорить, что сегодняшнее "хреново" – это просто этап пути из великой задницы к свету, и только они знают дорогу, потому что у них есть план президента. Другие будут настаивать на том, чтобы поделить президента по справедливости, иначе им никто не поверит, что они смогут привести страну к счастью и процветанию. Есть еще и те, для которых по традиции все плохое сконцентрировано в настоящем, а прошлое и будущее сплошной рай, правда, в кровавых тонах. И, конечно, особый колорит этой бойне за место под всенародно избранным солнцем придадут те, для кого политика в равной степени и шоу, и бизнес.
Есть и еще одна партия, которая идет на выборы не для того, чтобы потешить самолюбие, и не в качестве "спойлера", а с вполне серьезными и отчасти обоснованными амбициями. Благо и определенные договоренности на этот счет имеются. Конечно, ставить перед собой цель попасть в парламент, который давно уже превратился в дорогой аксессуар для суверенной демократии и одновременно называть себя либералами – это цинизм чистой воды. Но тут есть и другой, на мой взгляд, куда более важный аспект, а именно: выбор средств для достижения этой цели. Они, при ближайшем рассмотрении, вызывают самый настоящий шок. Речь, как уже можно было догадаться, пойдет о СПС.
Собственно, об этом уже говорилось и не раз. Для "вербовки голосов" СПС использует сегодня так называемые "баковские" технологии, которые были с успехом опробованы осенью-зимой прошлого года в Перми, а затем прошли обкатку в марте в ходе выборов в региональные парламенты. Впрочем, март не принес ожидаемого "пермского" эффекта (7-процентый барьер был преодолен лишь в 3 регионах из 14), поэтому нельзя было однозначно говорить о зеленом свете Антону Бакову на федеральных выборах. Серьезные споры по поводу этической стороны применения этих технологий были и у самих членов партии. Собственно, споры еще продолжаются, но работа уже кипит…
Наверняка многим знакомы принципы сетевого маркетинга. Сначала под любым предлогом заманить человека в сеть, затем обворожить его, внушить доверие, заставить уже сегодня работать на призрачную перспективу и, конечно же, периодически несложными приемами отбивать охоту обращаться к здравомыслию и элементарной логике. Как правило, все эти приемы эффективно действуют на слабо развитых в интеллектуальном плане людей. На это и расчет.
Эти же принципы используются и в агитационных сетях имени Бакова, накладываясь на старую как мир схему работы "от двери к двери". Вступать в непосредственный контакт с электоратом, а точнее, с наиболее (как бы помягче сказать) простодушной его частью предстоит местным жителям (как правило, пенсионерам или людям с низким уровнем дохода). Работа, в общем-то, непыльная. Сначала в ход идут несколько заученных фраз, чтобы завязать разговор, а потом можно нести всякую чушь, то и дело поддакивая собеседнику. Главное – втереться в доверие, на элементарных примерах объяснить, где добро, а где зло и торжественно вручить газету с откровениями от Никиты Белых. Если собеседник попадется компетентный, способный поспорить по существу, шансы превратить его в сторонника катастрофически уменьшаются, но тут приходит на помощь статистика – таких людей, как правило, немного.
Откровенно говоря, не хотелось возвращаться к этой теме снова. Если эта технология устраивает всех: и партийцев, и "баковцев", и рядовых агитаторов, бог с ними, пусть радуются жизни и зарабатывают деньги, голоса и очки репутации. Но, наблюдая за "эволюцией" этих сетей, очень сложно бороться с омерзением и непреодолимым чувством стыда за партию, некоторые члены которой мне до сих пор симпатичны. И эти чувства настойчиво просят выхода.
Что сейчас происходит "на земле"? Активная фаза агитации еще не начата, но люди уже вовсю работают. Вы можете представить себе старушек, еле передвигающихся в условиях ужасной жары по отведенным территориям и уговаривающих жильцов домов взять у них газету о СПС. Причем, перед ними поставлена задача именно всучить эту газету в руки, а не оставить ее в почтовом ящике. Труд более чем неблагодарный, который оплачивается двумя сотнями рублей в неделю. Многие из таких агитаторов могли бы уже давно плюнуть на эти копейки, которые не сильно повышают доход, но значительно усложняют жизнь, если бы не одно "но".
В задачи тех, кто стоит рангом выше входит, кроме всего прочего, входит психологическая обработка своих подопечных. Кураторы и начальники штабов точно знают, как и с какой периодичностью давить на сознание агитаторов улыбками и посулами, которые кажутся очень убедительными тем, кто полностью попал под влияние. Таким образом, образуется огромное количество очень дешевой рабочей силы, готовой работать даже не за идею, а за призрак больших денег где-то в конце пути. Абсолютное большинство этих денег так и не увидят, причем формально это не будет обманом, все будет в соответствии с одним из пунктов договора, на котором сейчас, естественно, не заостряется внимание. Конечные выплаты или так называемые бонусы, которые и являются, по сути, морковкой привязанной к тележке, напрямую зависят от показателей СПС на выборах. А эти показатели, в свою очередь, как мы все прекрасно понимаем, зависят от очень многих факторов. В частности, от работы предвыборных штабов. А кадровых подбор "специалистов" на руководящие должности – это отдельная история. Интересно проследить, кто сегодня рулит от имени СПС выборами в регионах. Главными по федеральным округам являются старые проверенные люди, как правило, переходящие вместе с Баковым из кампании в кампанию и неплохо зарекомендовавшие себя на мартовских выборах. Чуть ниже по иерархической лестнице идут их знакомые, дети, мужья, невестки и прочие родственники, получившие минимальный опыт работы на выборах и теперь руководящие региональными штабами. Соответственно в их подчинении уже целый сонм более дальних родственников и знакомых, зачастую не имеющих никакого представления о выборах, но тоже мечтающих о хороших деньгах. Судя по всему, такая кадровая политика одобрена на самом верху, ведь какая-то особая компетенция здесь не требуется, важны преданность, исполнительность и способность замыкать на себе цепочки гумпленов. К тому же таким образом исключаются случаи перехода в лагерь конкурентов – во-первых, держат семейные связи, во-вторых, кому нужны недалекие люди, не способные ни на что кроме примитивных манипуляций людьми? Примечательно, что, сталкиваясь с креативом со стороны оппонентов, большая их часть попросту впадает в ступор, ибо ответа на подобные выпады элементарно не заложены в их примитивном алгоритме действий. Их главная цель – нести в массы мысль о том, какое счастье привалит всем пенсионерам и бюджетникам в случае у спеха Союза правых сил. Что ж, все на выборы…
Вы можете оставить свои комментарии здесь