Как это уже не раз бывало, в праздничные дни на телевидении самыми востребованными оказались не авторские программы и даже не развлекательные шоу, а любимые кинофильмы. Мне сегодня хотелось бы обратить внимание на так называемую "документальную линейку", которая в этом году была довольно сильной по уровню исполнения.
Неделя началась с показа документальной ленты режиссера Ирины Радецкой "Владимир Кунин. Как не стать сволочью" (канал ТВ-Центр). Уже из названия видно, что авторы поставили перед собой редкую для современного российского телевидения задачу – защитить художника от грязной клеветы, инициированной могущественными спецслужбами. Напомню, что кампания травли писателя и сценариста Владимира Кунина началась после выхода на экраны жесткой и безжалостной ленты "Сволочи", в которой рассказывалось об использовании в годы войны малолетних преступников в качестве диверсантов-смертников. Тогда настоящие и мнимые ветераны принялись дружно обвинять автора в продажности "враждебным силам" и работе на "западные серебреники". Коллеги известного писателя в тот момент растерялись и не подали голоса в его защиту.
Сегодня это сделали документалисты "ТВ-Центра". Они подробно рассказали о боевом и творческом пути писателя и о том, что в своих произведениях он неизменно отталкивался от правды характеров, раскрывающихся в экстремальных обстоятельствах. Нелишним оказалось и напоминание, что именно Владимир Кунин является автором признанных шедевров отечественного кино -- таких, как "Хроника пикирующего бомбардировщика" и "Сошедшие с небес". Его имя стоит также в титрах кинофильмов "Дела сердечные", "Интердевочка", "Чокнутые". После одного такого перечисления заслуг ветерана войны и выдающегося драматурга бледнеют самые гнусные и нелепые обвинения в его адрес. Тем не менее, само создание подобного фильма, равно, как и его показ, стали, в определенной степени, актами гражданского мужества.
На минувшей неделе также завершился показ многосерийного документального фильма Александра Радова и Тамары Маловой "Соблазненные Страной Советов" (канал "Культура"). В этой работе документалисты грамотно и профессионально рассказали о непростых судьбах иностранных граждан, которые в разные годы жили и работали в Советском Союзе, будучи "соблазненными" красивой идеей построения справедливого бесклассового общества.
В последней по счету серии зрителя, несомненно, тронули, в частности, истории легендарных итальянских авиаторов Умберто Нобиле и Роберто Бартини. Первому так и не удалось воплотить в жизнь фантастический сталинский план строительства четырехсот дирижаблей за четыре года. Но генерал хотя бы успел вовремя унести ноги из "гостеприимной" Советской России. Зато потомственный аристократ, миллионер и блестящий летчик Роберто Бартини счел бегство недостойным офицера. В результате чего сполна хлебнул потом гулаговской баланды. Только сегодня отдельные идеи Бартини, явно опередившего свое время, начинают воплощаться в разработках современных конструкторов. В работе документалистов канала "Культура" чувствуется плохо скрываемая ностальгия по красивой и благородной идее равенства и братства, которая была так бездарно опошлена скверным воплощением в жизнь.
Пользуясь случаем, замечу, кстати, что, к большому моему сожалению, теледокументалисты вообще никак не отреагировали на восьмидесятилетний юбилей легендарного Эрнесто Че Гевары. Эта дата с помпой отмечалась чуть ли не во всем мире в минувшую субботу. Но на российском телевидении в этом день не появилось даже крошечной передачи, посвященной команданте. Хотя, как мне кажется, рассказ о жизни этого бунтаря и романтика был бы интересен и нынешней молодежи.
Зато Первый канал накануне праздника вновь показал в эфире свою недавнюю простенькую агитку под названием "План "Кавказ". Спору нет – по сравнению с "псевдошедеврами" Мамонтова о "шпионских камнях" и "продажных правозащитниках" эта работа выглядит даже респектабельно. Но несмотря на это, заказной характер фильма сквозит буквально в каждом кадре. То, что на фактически главном канале страны решили завершить рабочую неделю очередным "промыванием мозгов" зрителям, во многом смазало впечатление от предстоящего длинного уик-энда.
На фоне солидной "документалки" игровое кино на телеэкране выглядело бледно. Хотя каналы и постарались показать нам какие-то новые ленты. На Первом канале и НТВ прошло по два премьерных показа, на "Культуре" - три, а на "России" - все пять. Но, если я рискну начать перечислять эти работы, то ручаюсь, что большинство зрителей вряд ли их вспомнит.
Исключение составит разве что лента Ираклия Квирикадзе и Наны Джорджадзе "Из пламя и света" (канал "Культура"). Известнейшие кинематографисты обратились к феномену жизни и творчества великого русского поэта Михаила Лермонтова. До сих пор все подобные попытки терпели сокрушительные неудачи. Фильмы получались или приторно-сусальными или кондово-политизированными. Не скажу, что во всем удалась и работа грузинского тандема. Но, во всяком случае, она оказалась вполне достойной и "состоялась" хотя бы для того, чтобы от нее далее могли отталкиваться те, кто рискнет вновь обратиться к этой теме.
Никакой "сусальности" в фильме не было. Как, впрочем, и чрезмерной политизированности. Авторы пошли на "кощунственный" шаг – они попробовали показать нам не хрестоматийного Лермонтова, а живого человека, чьи описания сохранились в рассказах современников. Признаемся, что в исполнении актера Юрия Чурсина получился образ, мягко говоря, не самый привлекательный. Лермонтов в новом фильме никак не тянет на роль "совести нации" или "героя своего времени". Скорее, это желчный, недобрый, ядовитый молодой человек с мизантропическими и даже садистскими наклонностями. Тем удивительнее видеть в этом злом человечке горящий огонь великого таланта.
Впрочем, отдельные сцены фильма все же перекликаются и с днем сегодняшним. Зрители наверняка понимающе переглянутся, когда услышат, как шеф жандармов кричит в лицо юному поэту, что государство никогда не отдаст инакомыслящим Пушкина и сделает все, чтобы трагически погибший гений стал символом официального, дозволенного патриотизма.
Повторюсь, что по кинематографической части к фильму может быть немало претензий. Но по сравнению, например, с давним невнятным фильмом Николая Бурляева эта работа смотрится просто шедевром.
Так получилось, что сегодня я почти не касался передач, посвященных самому празднику. Просто потому, что рассказывать было собственно не о чем. Несмотря на обилие глянцевых официозных программ, сам праздник оказался как бы "за кадром". Поскольку, как в давние советские времена, эти программы освещали жизнь из некоей "параллельной реальности".
В настоящей жизни россияне радовались началу лета, долгожданному теплу и "халявным" выходным. В "параллельном телемире" звучали патетические парадные речи, ученые и артисты получали Государственные премии, а на главную сцену страны выбегали ряженые казаки из Кубанского народного хора и кукольные красотки из ансамбля "Березка". Словно некий не самый добрый волшебник перенес на экраны телеприемников раскрашенную картинку праздничных ноябрьских программ Центрального советского ТВ тридцатилетней давности. Картинку, заметим, по всем параметрам характерную исключительно для авторитарного и даже тоталитарного - наподобие северокорейского – общества. В демократической стране давно уже не увидишь на телеэкране подобного фальшивого официоза.
На это странное "возвращение к истокам" обратили внимание почти все телекритики, в частности, Ирина Петровская в программе "Человек из телевизора" ("Эхо Москвы"). Журналист Марианна Максимовская в программе "Неделя" (канал Рен-ТВ) пошла еще дальше. Она предоставила слово артисту, которого, как правило, не приглашают для участия в праздничных концертах. Легенда русского рока Юрий Шевчук сцене Кремлевского Дворца предпочел "Марши несогласных". Получилось так, что запрещенный в советские времена популярный бард неофициально находится под запретом и сегодня. В эпоху торжества "суверенной демократии".
Наверное, этот грустный парадокс лучше самых пламенных речей характеризует наше время.
Которое, к сожалению или к счастью, нам не дано выбирать.
Вы можете оставить свои комментарии здесь