Почти все силовые структуры составляют черные списки россиян и иностранцев. В них входят наркокурьеры, должники, правозащитнки и активисты оппозиционных движений, сообщает 8 декабря газета "Новые Известия". Узнать о своем попадании в них очень сложно, как, впрочем, и выйти из них, отмечает издание.

Черный список иностранных наркокурьеров уже существует. При составлении перечня учитываются данные зарубежных правоохранительных органов: идет информационный обмен с коллегами из Киргизии, Казахстана, Таджикистана, сообщил "НИ" начальник управления общественных связей Госнаркоконтроля Николай Карташов.

Федеральная служба судебных приставов, получившая право ограничивать россиян в поездках за рубеж, если они не рассчитались с долгами, "развернула" на границе более 60 тысяч россиян. Вместе с должниками были задержаны и невиновные люди. Так, на минувшей неделе в Забайкальском крае из-за предпринимательницы, которая не отдала долг Пенсионному фонду, на границе пострадала вся туристическая группа, направлявшаяся в Китай. А жительнице Нижнего Новгорода не дали улететь из "Домодедово" в Барселону, потому что ее полная тезка из Хабаровска не выплатила долг, отмечают "НИ".

Вычеркнуть себя из черного списка не так легко, как туда попасть. Даже если долг был возвращен, информация об этом долго идет по инстанциям (от конкретного пристава в региональный аппарат ФССП, затем – в центральный, и только потом – к пограничникам). Эта бюрократическая процедура может занимать несколько дней, а может – несколько недель.

Помимо регламентированных законодательством списков иностранцев, которым запрещен доступ в Россию, и невыездных должников, силовики составляют и нелегальные базы данных. Уже давно говорится о списке так называемых "экстремистов", в который МВД заносит общественных деятелей из числа оппозиционеров. Правда, в самом министерстве факт существования подобных реестров не признают. Правозащитники даже проводили акцию "Поиски черных списков", в рамках которых общественные деятели направляли в МВД запросы о том, есть ли они в базе экстремистов, однако всем пришел одинаковый ответ – подобных списков не существует, отмечает издание.

Между тем накануне оппозиционных акций в любом регионе милиция оказывает давление на активистов и проводит массовые задержания. "Как они делают это, если не по списку? – заявил "НИ" лидер движения "За права человека" Лев Пономарев.

Член монархического движения "Народно-трудовой союз российских солидаристов" (НТС) житель Санкт-Петербурга Сергей Ворончихин рассказал корреспонденту Собкор®ru, что с ним поработал сотрудник РУБОП и майор милиции, поскольку он попал в список "несогласных".

Прошлой весной Ворончихин поехал Москву на поезде отметить день рождения друга. Правда, как выяснилось позже, одновременно в столице проходил какой-то митинг. В поезд вошел сотрудник РУБОПа и нашел Ворончихина за десять минут до отправления. "Моей задачей было порвать билет, чтобы ты никуда не уехал. Но езжай уже, тебя там встретят", - так, по словам Сергея, заявил сотрудник РУБОПа.

"В Москве на выходе из вагона у всех мужчин моего возраста три человека проверяли паспорта. Найдя меня, они дали заполнить бланк объяснительной - зачем приехал, к кому и не состою ли в секте", - пояснил Ворончихин.

По возвращении в Санкт-Петербург сотрудник, представившийся майором милиции, несколько дней звонил Сергею на домашний номер. "Трубку снимала мама. Она спрашивала, что я сделал. Майор отвечал - не скажу, пускай придет на беседу. На предложение прислать повестку сотрудник ответил: "Что, очень умная?" - рассказал Сергей.

Наконец Сергей пришел "пообщаться" в местное отделение милиции. "Майор долго искал меня в списках - всего их было семь-десять листов формата А4. Там я успел заметить фамилии "несогласных", нацболов, а также экологов с близлежащих улиц моего района", - пояснил Сергей. К некоторым фамилиям были приколоты домашние фотографии "фигурантов".

По словам Ворончихина, списки были довольно небрежные - информацию в них дописывали от руки поверх печатного текста. "По их спискам, я был членом НБП. Майор очень удивился, когда я сказал ему, что я монархист: "А, да ты буржуй, значит".

Сергея удивило то, что милицейский список не совпал с информацией ФСБ: "Еще с девяностых годов на мероприятиях к нам неоднократно подходили неизвестные и намекали, что на нас есть досье в ФСБ. Один человек, представившийся историком, пришел на собрание НТС и поинтересовался, не готовим ли мы террористов. Дело в том, что "Русский общевоинский союз", с которым сотрудничает НТС, провел теракт еще в 1927 году", - рассказал Ворончихин. По его словам, НТС и сегодня продолжает сотрудничать с белым эмигрантским движением.

Сергей - постоянный участник "маршей несогласных" в Санкт-Петербурге. По его словам, списками оперативная деятельность местной милиции не ограничивается. "Когда марш запретили, сотрудник в форме снимал на видеокамеру всех, кто шел в сторону Дворцовой площади. Интересно, что он будет делать с такими оперативными данными?", - посетовал Сергей.

Анастасия Кириленко

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter