Московский драматический театр имени Гоголя на улице Казакова 1 октября закрылся на ремонт, чтобы открыться только в феврале. Труппа считает, что под этим предлогом актеров уволят, а вместо театра откроют новый "Гоголь-центр".
Их опасения не беспочвенны: новый художественный руководитель театра Кирилл Серебренников намерен перейти с репертуарной системы на контрактную. Он заявил, что будет работать только с лучшими артистами, которых выберет сам.
Труппа провела первый в России митинг — уличный спектакль, а перед каждым спектаклем символически "хоронила театр".
Актер театра и кино Вячеслав Дьяченко, раньше игравший в Театре имени Гоголя, уверен: изменения начались не так:
"Чтобы реформировать театр, его надо знать изнутри, и если там были финансовые нарушения, то за них следует отвечать административным службам. Творческий коллектив имеет право сам выбирать себе художественного руководителя. Театры финансируются из бюджета, деньги идут в том числе на постановку спектаклей. Минимальная норма — два спектакля в год. При этом есть театры, которые получают финансирование, но не ставят ни одного спектакля.
Возвращаясь к Театру Гоголя, скажу, что этот театральный коллектив профессионально интересный, там идет жизнь, ставятся спектакли от классики до современных пьес, у него есть свой зритель", — отмечает Дьяченко.
Театр Гоголя ставил спектакли, выезжал на гастроли. Так почему именно он?
Труппа актеров Театра на Таганке выбрала себе нового художественного руководителя — Валерия Золотухина, так же поступили актеры Театра Петра Фоменко.
А вот Кирилла Серебренникова труппа Театра имени Гоголя не выбирала, худруком его назначил глава столичного департамента культуры Сергей Капков.
"На мой взгляд, труппа должна выбирать себе худрука, а директора может ставить департамент культуры, — считает Дьяченко. — Кирилл Серебренников талантливый человек, он делает спектакли, на которые сейчас ходит молодежь, он умеет существовать на грани фола. В спектакле "Трехгрошовая опера" в МХТ им. Чехова есть интересная находка, как человек идет по вертикали власти. А есть у него другая постановка, где у скелета дракона возникает эрекция. И тут я не понимаю, что художник хочет сказать, на какие мысли это вообще может наталкивать?"
"Чиновники, большей частью, в искусстве ничего не понимают, но кто-то из них общается с Серебренниковым и решил ему посодействовать, — предполагает актер. —
У него была своя "Платформа" на "Винзаводе", но необходимо двигаться дальше. "Винзавод", инсталляции, перформансы, но для развития дальше нужен фундамент — театр. "Что здесь рядом, на Курской?" — "Театр имени Гоголя".
А после нашли, с чем придраться. Заявили, что труппа устарела. Вопрос в том, почему помочь Серебренникову решили за счет коллектива. У него есть своя команда, ему не нужны другие артисты. Он же не знает труппу театра совершенно, как он может с ними работать? Серебренников повел себя бестактно, сразу же заявив, что у него тут будет "Гоголь-центр" и тусовка с молодежью".
"Почему псевдоноваторство — я так называю ряд перформансов, где форма напрочь выталкивает мысль — должно вытеснять классический русский театр? — продолжает Дьяченко. — Серебренников мог сначала прийти в театр, поставить там спектакль, зажечь своим художественным мировоззрением артистов. Вдруг бы они захотели бы с ним работать?"
По словам актера, если руководство департамента культуры Москвы сделало ошибку, то остается надеяться, что оно ее исправит, предоставив коллективу возможность выбрать себе худрука.
Показательно, что никто из руководителей театров и театрального сообщества не стал в четкую позицию в поддержку Театра имени Гоголя.
Письмо председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина написано с таким смыслом: ребята, давайте жить дружно, давайте подождем.
"Если театр имени Гоголя нашел бы в себе силы отстоять себя, и, когда его будут закрывать на ремонт, труппа забаррикадировалась бы с едой и питьем, объявив забастовку, это было бы гениально.
Однако они нашли другой — творческий выход. После последнего спектакля вся труппа вышла на сцену и простилась со своим зрителем, подарив им розы. Стоя, зал долго прощался с театром со слезами на глазах", — подводит итог Дьяченко.
Актер театра Анатолий Просалов говорит, что сейчас театр живет по сценарию, озвученному новым директором Алексеем Малобродским: с 1 октября ремонт и снятие всех спектаклей,
в феврале 2013 года открытие "Гоголь-центра" с новым репертуаром и резидентами ("Седьмая студия", студия "Саундрама" Владимира Панкова, компания современного танца "Диалог-данс").
Просалов заявляет, что не знает ничего о новых акциях протеста, но многое зависит от того, как пройдут первые встречи актеров с Кириллом Серебренниковым 2–3 октября.
Актер отметил, что театр посещает мало народу. "Это и из-за отсутствия какой-либо рекламной политики, громких премьер, медийных лиц, неудобного месторасположения, несмотря на близость к центру, — уверен он. — Эти нерешенные вопросы и стали манком руководству департамента для реорганизации Театра имени Гоголя.
Теперь здесь будет очень дорогое и популярное "место силы".
По-моему, уже не имеет значения, кто из актеров останется в этих стенах или нет, — все будут востребованы, как в "Гоголь-центре", так и в других коллективах и проектах", — отметил он.
Несмотря на заявленную Просаловым небольшую посещаемость, у Театра Гоголя есть преданные зрители, не пропускающие ни одного спектакля. Одна из них, Ксения Самофалова, которая также распространяет билеты в этом театре, сказала, что все происходящее напоминает ей спектакль "Дураки на периферии".
"В постановке есть фраза: "А нас не сократят и на периферию не отправят?" — приводит девушка цитату, которая очень точно иллюстрирует текущие события. Самофалова заявляет, что восхищается спектаклями Театра имени Гоголя.
23 августа артисты вышли митинговать на Гоголевский бульвар. До этого труппа написала письмо федеральным и столичным властям. По словам актеров, ни одного ответа они так и не получили.
До Кирилла Серебренникова и его помощницы дозвониться не удалось, но свое мнение режиссер высказывает открыто. Он выступает за перевод артистов на срочные контракты, как это сделано в Европе. Иначе, по его словам, актер продолжает числиться в театре и получать зарплату, даже если не выходит на сцену.
Серебренников полагает, что все ситуации разные, и если в театре Фоменко была труппа как художественная общность, то в Театре имени Гоголя — это "списочный состав" и "коллекция бывшего худрука".
Он намерен встречаться и обсуждать возможности дальнейшей работы не со всеми актерами, которые работают в театре. Серебренников подчеркивает, что будет работать только с лучшими артистами.
Фамилии людей, которые ходят на митинги, протестуют против его назначения, режиссер не узнавал специально.
Но если среди них есть те, с кем он собирается сотрудничать, то, как говорит сам Серебренников, останется неприятный осадок. Режиссер считает, что среди коллектива есть провокаторы, которые организуют протесты.
Пожилых актеров Серебренников увольнять не собирается, по его словам, все, кто может и хочет работать, останутся. "Стариков хороших днем с огнем не сыщешь, а в тех спектаклях, которые будут репетироваться, есть роли для артистов старшего поколения", — приводит его слова "Независимая газета".
Что касается других артистов, то, заявляет Серебренников, страх увольнения — признак профнепригодности и неконкурентоспособности.
Новый худрук добавил, что если коллектив хочет играть какие-то спектакли как независимая труппа, то им могут предоставить декорации, но это надо обсуждать уже с департаментом.
Серебренников отметил, что театральные сезоны у него сверстаны до 2015 года и скоро в свет выйдут спектакли по киносценариям.
На первом в России митинге театрального коллектива 23 сентября выступления режиссеров, артистов и их коллег сменяли песни, исполненные а капелла.
Актер и телеведущий Павел Любимцев в своем выступлении процитировал слова Петра Фоменко: "Если Серебренников назвал классический театр "театром нафталина", то его следует назвать молью".
На акции протеста актеры привели хронику событий: 7 августа директор департамента Сергей Капков и Кирилл Серебренников пришли в театр, но Серебренников от встречи с труппой отказался. В начале сентября новый директор театра Алексей Малобродский предложил актерам написать заявление по собственному желанию.
Выступая на митинге, народная артистка России Светлана Брагарник сказала, что труппа протестует против уничтожения театра и его репертуара.
"Мы хотим жить! А для артиста жить — значит работать", — подчеркнула она.
Актеры театра потребовали открытый конкурс на должности директора и художественного руководителя с учетом мнения труппы театра. Это подразумевает представление участниками конкурса своих программ развития театра на ближайшие 3–5 лет.
Выступление актеров поддержал профсоюз Театра Ермоловой. Также на митинге был растянут баннер: "Станиславцы с вами" (актеры Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко). Шел дождь. На скамейке лежал плакат с вопросом: "Кто следующий?"
Вы можете оставить свои комментарии здесь