Ну и чтобы окончательно закрыть тему Мексики, опишу свое главное социально-экономическое впечатление. Торговцы!
Продавцы вафель, бутербродов, сигар, гамаков, сумочек, трубочек, бусинок и прочего хендмейда. Центр колониального города Мерида по-пиренейски роскошен, и единственное, что отличает его от Европы — обилие непрезентабельных коробейников на презентабельных площадях. Вот женщина расстелила прямо на тротуаре плед и продает вязаные кошельки, рядом суетятся четверо ее разновозрастных детей — помогают, приглядывают за товаром, торгуются.
Вот несколько передвижных лотков на велосипедной тяге. Вот маленькая девочка влезла в окно дорогого бара и навязывает свое барахло посетителям за ближайшим столиком.
Её не гонят. Никого не гонят. Они везде. На улицах и в ресторанах, на парковках и в национальных парках, на территории памятников, включенных в наследие ЮНЕСКО, и по загаженным обочинам. Не гонят даже малолетних детей, продающих с рук сигареты (при том, что антитабачные законы в Мексике списаны с американских). В кафе (подчеркну — закрытом кафе) города Селестун я купил себе коробку сигар, не отвлекаясь от салата. А муниципальный полицейский в той же Мериде вежливо поздоровался с женщиной на тротуаре, улыбнулся её детям и даже помог им что-то там перетащить.
Всё это раздражает, да. Но и иллюстрирует общенародную солидарность (данная солидарность имеет целью, в том числе, на-бать туристов, но опустим это). В Мексике полным ходом идет урбанизация, при этом безработица в городах очень высока.
Продажа хендмейда для многих семей — единственный источник существования. Бороться с ними означает бороться против собственного народа, что в Мексике с ее богатыми революционными традициями не поймут. Ни торговцы не поймут, ни муниципальные служащие. Поэтому-то уличная торговля с рук так слабо регламентирована, а визовые законы столь либеральны — больше покупателей на немудреный товар индейцев, метисов и всех остальных "мексиканцев".
Вряд ли правительство страны, где социальное расслоение столь чудовищно, а коррупция столь высока, можно назвать другом своего народа. Но оно ему и не враг. А потому у Мексики есть все шансы лет через 30-40 стать полноценной частью "первого мира".
С Россией, к сожалению, всё гораздо сложнее. Мелкую розничную торговлю (в пользу сетей и гипермаркетов) тут раздавят в самое ближайшее время.
! Орфография и стилистика автора сохранены