Накануне президентский Совет по правам человека провел обсуждение законопроекта о внесении изменений в федеральный закон об НКО в части уточнения понятия политическая деятельность. Правозащитники раскритиковали поправки Минюста, по их мнению, предложенный законопроект не соответствует поручению Путина, а значит, оно не выполнено. В законе по-прежнему много широких формулировок, под которые может попасть любая организация, которая пытается хоть что-то изменить, уверены правозащитники. СПЧ готовит свой вариант поправок, но правозащитники не надеются, что их услышат в Госдуме.
Уточнить понятие политической деятельности президент Владимир Путин поручил по итогам встречи с членами СПЧ, которая состоялась 1 октября 2015 года. Правозащитники добивались этого с 2012 года, когда был принят закон об "иностранных агентах". По словам общественников, из-за нечеткой формулировки в реестре Минюста оказались организации, не имеющие отношения к политике, в том числе женские и экологические.
Поиском нового, более точного определения "политической деятельности" занималась специально созданная рабочая группа, в которую вошли представители Минюста, Генпрокуратуры, депутаты Госдумы, сенаторы, руководители регионов, правозащитники.
Согласно действующему закону о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, НКО признается участвующей в политической деятельности, если она "участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях".
Новый законопроект предлагает более подробное определение:
-
участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, в организации и проведении публичных дискуссий, выступлений;
-
участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, в формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
-
публичные обращения к госорганам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на их деятельность, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов;
-
распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, оценок принимаемых госорганами решений и проводимой ими политики;
-
осуществление деятельности, направленной на формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения и обнародования опросов общественного мнения или иных социологических исследований;
-
вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
-
финансирование указанной деятельности.
Также, согласно поправкам, отдельные виды деятельности (включая деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, соцобслуживания, соцподдержки и защиты граждан, благотворительность и так далее) не будут относиться к политической деятельности только при условии, что они не осуществляются в целях воздействия на принятие госорганами решений и формирования общественного мнения, выходящих за пределы соответствующей области деятельности. Сейчас соответствующие виды деятельности не относятся с политической деятельности без каких-либо оговорок, уверяют в Минюсте.
На специальном заседании СПЧ при обсуждении поправок в закон об НКО присутствовал руководитель департамента по делам некоммерческих организаций при Минюсте Владимир Титов, который на протяжении примерно двух часов отвечал на вопросы членов СПЧ.
"Получается, что политической деятельностью можно считать любое письмо в администрацию города или района с просьбой вырыть колодец. Ведь эта попытка повлиять на решение чиновников, — недоумевал председатель СПЧ Михаил Федотов. —
И получается, что задача, которая была поставлена после встречи с президентом — сделать так, чтобы в реестр не попадали НКО, которые не занимаются политической деятельностью, не выполнена".
Титов попытался заверить, что в новом законопроекте отражены все сферы политической деятельности, четко прописано, что не относится к этой деятельности. Однако правозащитников успокоительный тон представителя Минюста не устроил. Присутствовавшие в зале были уверены, что вместо уточнения произошло расширение тех видов деятельности, которые подпадают под политическую.
Глава комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин обратил внимание на то, что "исключительно сложно и практически невозможно в целом ряде случаев до предела раскрыть термин", дать исчерпывающее и универсальное определение.
На помощь Плигину за трибуну встал его коллега по депутатскому цеху председатель думского комитета по делам общественных организаций, представитель ЛДПР Ярослав Нилов. Он также уверен, что новый вариант закона "концептуально" лучше, чем нынешний.
"Если раньше говорили, что закон резиновый, то теперь его и натягивать не надо. Любая деятельность теперь железно подпадет под закон", — заявил депутат. Тут же из зала на него посыпалась критика. В ответ на нее депутат внезапно вышел из себя:
"Да реестр знают только в пределах Садового кольца!"
Затем он добавил, что "иностранным агентам" незачем переживать по поводу присвоенного им обидного статуса. Правозащитники негодовали и возмущались в ответ на эти заявления.
По мнению подавляющего числа членов СПЧ, определение "политическая деятельность" нужно корректировать и избавлять от слишком широких формулировок.
"Представим себе организацию, которая пишет на своем сайте, что парк на 2-й Осенней улице плохо патрулируется. Надо, чтобы наряд туда заходил не один раз, а два раза в день. И допустим, там есть иностранное финансирование. По вашему определению получается, что они занимаются политической деятельностью и попадают под определение "иностранного агента" — заявил председатель комиссии СПЧ по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы Андрей Бабушкин.
Федотов добавил, что под понятие политической деятельности попадет и ситуация, когда директор детского сада по просьбе родителей его воспитанников напишет в органы власти письмо с просьбой решить какую-то проблему.
"Например, частный детский сад в Кемерово. Его собственник занимается благим делом — воспитывает детишек. Казалось бы, причем тут политическая деятельность? — привел пример Титов. — Но родственник собственника детского сада решил выдвигаться в мэры. Она вызвала к себе родителей детей и говорит им: "Берите транспаранты, которые уже готовы, и идите на шествие в поддержку кандидата".
"Я правильно понимаю, что одна и та же деятельность может признаваться политической или нет в зависимости от того, осуществляется она на иностранные деньги или нет?" — задавался вопросом член СПЧ, руководитель "Комитета по предотвращению пыток" Игорь Каляпин.
Титов в ответ признался, что по предложению Минюста действительно определяющее значение имеет источник финансирования, а не деятельность сама по себе.
В течение недели правозащитники из СПЧ собираются подготовить свои рекомендации к законопроекту. По словам члена совета СПЧ Елены Тополевой-Солдуновой, они решили проверить работоспособность поправок: наложить нововведения на принятые решения о включении НКО в реестр иностранных агентов. Если в результате эти решения надо будет отменять и убирать из реестра ряд НКО, то законопроект рабочий, а если окажется иначе и все останется по старому — значит, законопроект работать не будет.