Искусство - невероятно контекстная вещь. Тут важно не только то, что говорится, но и - кто это говорит, каков "моральный облик" говорящего - даже если он стопроцентно прав.

Номер Навки и Бурковского рождает не только вопросы к жанру, к границам допустимого в спортивных шоу, которые по определению призваны развлекать.

Допустимо ли ставить (к примеру) цирковые программы на тему Бабьего Яра, водные феерии на тему японского цунами и Фукусимы, балеты на льду на тему казней геев в Иране и т.д.?

Ясно, что поэтика жанра накладывает ограничения на тематику, поскольку сам формат фигурного катания - это шоу, которое не предусматривает "глубоких переживаний" и "скорбных чувств" по поводу выбранной темы. А коли так, - любая беготня по льду в лагерных костюмах будет костюмированной профанацией и снижением трагической истории.

Номер Навки и Бурковского - не просто пошлятина людей, абсолютно лишённых этического "слуха", не просто безвкусица, которую, кстати, продемонстрировал и Бриан Жубер в номере о жертвах парижских терактов - в их годовщину - но и нечто большее.

Мы видим путинскую стилистику опошления прошлого, былых побед и подвигов. Реальная история (трагическая и тяжелая) превращена в ещё одну пропагандистскую декорацию, фикцию, - больше походящую на издевательство, чем на память.

Профанация георгиевской ленты, марша памяти с портретами родных, защитников родины, всевозможные военные парады и патриотические беснования на костях реальных жертв и героев войны - вещи абсолютно в той же парадигме, что и танцы в лагерных робах.

Типичный пример паразитизма режима (с массой его шоу) на трагической истории. И широкие улыбки балетной пары - прямо в камеру - не просто безвкусица и бестактность (к материалу, к образу, теме), но и повод, чтобы задуматься о ЛИЧНОСТЯХ исполнителей.

Та самая Навка (с её миллионными яхтами, ложью, "подаренными" мужу-чиновнику часами - ценой в пару его годовых зарплат) - именно она абсолютно смехотворно выглядит в роли "жертвы Освенцима" (даже если бы и имела достаточно таланта "выдержать" образ до конца).

Не потому ли (кроме того) "изможденный барачной жизнью" партнер Навки выразительно смотрит на часы (не Rolex ли?), прямо отсылая зрителя к коррупционным шашням ее мужа? (Фрейд не даст соврать). Что может вызвать только хохот зрителя.

Имитация, фейковость, извращение реальности, зазеркалье - иначе не назовешь тотальный "большой стиль" путинской империи - какую его сферу ни возьми. От спорта до патриотизма и истории.

Лицемерие "сострадания" к жертвам политических репрессий в Третьем рейхе - ещё ярче на фоне путинских репрессий, заказных посадок оппонентов, пыток в заключении и государственной дискриминации "меньшинств", которые погибали в тех же нацистских лагерях (пусть не со звездой Давида, а с розовым треугольником на робе).

Лицемерная игра в политкорректность, в память о жертвах Холокоста - ещё отвратительнее на фоне нынешней гос-дискриминации ЛГБТ-сообщества, государственной "мизулинщины" (с запретом создания "позитивного образа гея" в публичном пространстве). Но при этом выводящая на лёд жертву государственного антисемитизма.

Дело, разумеется, не в конкретном балетном номере - лицемерном по смыслу, фальшивом по исполнению и циничном по "актёрскому" составу. Дело в том, что всё это - давно перестало нас удивлять.

И возможно, в этом - цель "большого путинского стиля" по имени "Тотальный Фальшак".

Александр Хоц

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены