Приближается День Знаний, и надо как-то отреагировать.
Вот, скажем, лондонский еженедельник The Economist пишет только о самых важных вещах, происходящих в мире. Выпуск еженедельника за 19-25 августа 2017 года (с.21, 24) сообщает, среди прочего, об уровне "математической грамотности", то есть (вкратце) об умении четко сформулировать сложную математическую задачу и умении ее решить. Согласно проводимой OECD (Organization for Economic Cooperation and Development), объединяющая самые развитые страны мира Международной Программе Оценки Студентов (Program for International Student Assessment), "математическая грамотность" (МГ) имеет 6 уровней, причем по-настоящему "грамотными" являются студенты (школьники) имеющие 5-й или 6-й уровень МГ.
В настоящее время известны результаты оценки МГ 15-летних школьников в 65 странах мира (включая не входящие в OECD) в 2015 году. И где доля "настоящей МГ" (5-й плюс 6-й уровни) выше всего? Правильно, угадали: в странах и регионах Восточной Азии. Примерно 30% в Гонконге и на Тайване, примерно 20% в Японии и Южной Корее.
А в главных городах континентального Китая — Шанхае, Пекине, Гуанчжоу и некоторых других — доля "настоящей МГ" превышает 50% и в ближайшие годы может приблизиться (если верить приведенной в статье диаграмме) к 60%.
К сожалению, в Канаде доля "настоящей МГ" в 2015 года, среди 15-летних, составила всего 15% против 20% в 2003 году, а в США лишь 8% против 12% в 2003 году. Скверный уровень, даром что при президенте Обаме Министерство образования США пыталось выправить ситуацию. (Президент Трамп и его министр образования Бетти де Вос, насколько мне известно, думают лишь о сокращении расходов, а Трамп так вообще ненавидит всяких-там-больно-умных).
И вот такая любопытная подробность:
Группе 15-летних американских школьников было предложено ответить на 25 вопросов по математике. Они ответили из рук вон плохо. Школьники из другой группы получили по 25 долларов; им было обещано, что за каждый неправильный ответ у них вычтут по доллару; в результате доля правильных ответов и доля "настоящей МГ" существенно выросли, хотя и остались довольно низкими.
Две группы 15-летних школьников из Шанхая (то есть школьников, начавших учиться в 6 лет и уже окончивших "обязательную девятилетку" — 6 классов начальной школы 3 класса первой ступени средней школы) стали объектом такого же эксперимента. Уровень "настоящей МГ" в обеих группах оказался высоким, и "финансовое стимулирование" на него не повлияло.
А вообще, при таком положении в области образования дел мировое лидерство США (и Западного мира в целом) под угрозой.
Повторяю, The Economist пишет лишь о самых важных вещах. Какие выводы могу сделать я, с учетом всей немаленькой накопленной информации о Китае (на основе источников и на китайском, и на английском)? Даю информацию кратко, без ненужных подробностей:
— В настоящее время "шанхайское образование", обеспечивающее 15-летним школьником уровень "настоящей МГ" в 50% и выше, достается пожалуй лишь 20-25% китайских школьников, живущих в крупных и средних городах. В маленьких городках, уездных центрах, отдаленных провинциях и автономных районах западного Китая и особенно сельской местности качество образования пока низкое (тот же The Economist регулярно об этом пишет). Но и эти 20-25% китайских школьников, получающих высококачественное образование, вполне способны изменить мировой расклад сил в мировой экономике и особенно в сфере высоких технологий.
— Китайские дети, главным образом в семьях интеллектуалов ("образованных элементов", чжиши фыньцза) в крупных и средних городах, получают не только высококачественное образование, но и отменное воспитание. Я проштудировал, среди прочего на китайском языке, книгу "Формирование у ребенка 36 ключевых способностей" (автор — известный в Китае педагог Чен Хэйчу; книга издана в Пекине в 2010 году). Книга подробно рассказывает как формировать у ребенка — в возрасте от 3 до 10 лет — "способность максимально использовать время", "способность к самооценке", "способность к восприятию искусства", "способность к самостоятельному мышлению", "способность к творчеству" и прочее. Все это с целью "максимизировать цену (конечный результат) будущей жизни ребенка".
— В результате такого рода жесткой работы с ребенком, а потом школьником в школе и в семье ("и при этом никакой ругани и никаких побоев!" — подчеркивает педагог Чен), школьник оказывается "заряжен" на расширение полезных знаний, в том числе в сфере математики. Сами знания превращаются в высшую ценность, выше денег. Этим и объясняются одинаковые результаты двух групп шанхайских школьников — с финансовым стимулированием и без него.
Можно, конечно на все это ответить "а зато у них всем руководит злой товарищ Си Цзиньпин" или даже "а зато у них в Китае диссидентов сажают!". Но это будет низкопробной демагогией типа старой советской универсальной формулы "А зато у вас в Америке негров линчуют!".
Многие миллионы "шанхайских школьников" уже получили высшее образование — в самом Китае и за границей — и работают. В результате (об этом чуть не в каждом номере пишет тот же The Economist) господство США в сфере высоких технологий (избавляю читателей от подробностей) становится все более хрупким. Китай "дышит в спину".
А весь мир получает высокие технологии сразу из двух главных источников. Оно и к лучшему, наверное. Хотя мне, гражданину CША, несколько неприятно. "Что-то же надо делать!"