Newsweek (жестко антипутинское и антитрамповское издание) 8 июня 2018 года опубликовала статью "Нефтяной фокус: американские санкции против Ирана тянут вверх мировые нефтяные цены и помогают Путину". Вот ее основные тезисы:
— В мае 2018 года президент Трамп объявил о предстоящем введении "сильнейших в истории" санкций против Ирана. В результате введения этих санкций нефтяной экспорт Ирана сократится с 4 миллионов баррелей в день до 3 миллионов баррелей в день (с 200 миллионов тон до 150 миллионов тон в год) или ниже. И Иран, и многие страны-нефтеимпортеры удручены. А радуется только Россия. Это стало "неожиданным и очень крупным подарком" для Путина. Ведь теперь мировые цены на нефть существенно вырастут. Московские эксперты не скрывают своей радости: "Любая потеря для Ирана станет прибылью (ростом объема нефтегазового экспорта в долларах) для России".
— Для только что переизбранного Путина это стало "политический линией жизненной поддержки" (political lifeline). Теперь Путин может забыть о бюджетном дефиците и необходимости жесткой экономии, включая повышение пенсионного возраста. Из-за падения мировых цен на нефть со 110 долларов за баррель в первой половине 2014 года до 30 долларов (на короткий срок) за баррель в начале 2016 года, рубль потерял половину стоимости (почти вдвое упал курс рубля к доллару), Россия потеряла больше 100 миллиардов долларов валютных резервов, был полностью исчерпан Резервный Фонд РФ, да и населению пришлось очень несладко.
— А вот теперь ситуация радикально меняется. 23 мая цена нефти (Brent) достигла 80 долларов за баррель. Теперь Путин может не опасаться возмездия за свои авантюры в Украине и Сирии. Путин также может теперь противостоять НАТО. А ведь нефть даже в пределах от 50 до 55 долларов за баррель создает зону комфорта для РФ. Путин говорит "spasibo" (Трампу).
Бывший посол США в РФ Майкл Макфол в интервью в этом же еженедельнике от 13 июля заявил: "Президент Трамп создал мир, которым Путин очень доволен. Сюда входит ослабление НАТО и ЕС, нарастание хаоса в мире (и резкий рост цен на углеводороды)".
Рассмотрим теперь немного нефтяной статистики:
Согласно последним данным, Россия в июне 2018 года опустилась со второй на третью строчку по объему нефтедобычи с показателем в 10,487 миллиона баррелей в сутки (около 525 миллионов тон нефти в год), уступив США и Саудовской Аравии. Россия, всегда находившаяся на первой или второй строчке рейтинга с 2002 года, впервые заняла третье место.
США в июне добывали в среднем 10,9 миллиона баррелей нефти в сутки (545 миллионов тонн в год), оставшись крупнейшим нефтедобытчиком. Второе место заняла Саудовская Аравия с объемом добычи 10,489 миллиона баррелей в сутки. Добыча в России выросла на 1,4% по сравнению с маем, в США — на 4,4%, в Саудовской Аравии — на 4,6%. Объем экспорта нефти Саудовской Аравии в июне вырос на 3,7%, до 7,244 миллиона баррелей в сутки, в США — на 20%, до 2,408 миллиона баррелей в сутки.
Казалось бы, все хорошо: и Америка, и Саудовская Аравия, да и другие страны ОПЕК в первой половине 2018 года существенно увеличили и добычу и экспорт нефти. Но вот цена нефти Brent, после достижения локального максимума в 80 долларов за баррель в мае этого года (впервые с ноября 2014 года!), так и не упала сколько-нибудь существенно. В июне-августе она колебалась в пределах 72-78 долларов за баррель.
В пятницу 24 августа Brent достигла 76 долларов, увеличившись за неделю, с 17 августа, аж на 5%! Именно в эти дни санкции США против Ирана начали вступать в силу. И европейские страны под давлением Администрации Трампа по крайней мере частично присоединились к этим санкциям. Поток нефти из Ирана на мировой рынок сократился. Со всеми вытекающими последствиями для мировых нефтяных цен.
Недавно я уже писал, что решение ОПЕК (ОПЕК плюс Россия) существенно снизить добычу нефти было принято в ноябре 2016 года, через несколько дней после победы Трампа на президентских выборах. Новая администрация США даже не пыталась воздействовать на ОПЕК. Нет сомнения, что Дом Трампа пошел на поводу у Дома Путина, и это продолжается почти два года.
Раз в несколько месяцев Администрация Трампа что-нибудь да подбрасывает (иранские санкции или еще что-нибудь), и в результате цена Brent с 40 долларов за баррель в ноябре 2016 года подпрыгнула до рекордных 80 долларов в мае 2018 года, и с тех пор почти не опускается. Разумеется, это делается не только в пользу Дома Путина, но и в пользу крупных американских нефтяных фирм (спонсоров Трампа) и в пользу арабских стран Персидского Залива. А всем остальным плохо.
Но может быть, это нормально? Может быть, себестоимость нефти высока и требует высокой мировой цены? Нет. Согласно регулярно публикуемым в Wall Street Journal (WSJ) оценкам, нормальная себестоимость нефти, добываемой новым способом (с глубинных слоев), не превышает 40 долларов за баррель. Более того, даже цена в 40 долларов за баррель позволяет американским фирмам иметь прибыль, достаточную для новых инвестиций.
Но может быть, действительно необходимо было вводить санкции против Ирана, чтобы остановить создание иранского ядерного устройства и обеспечить безопасность Израиля и всего Запада? Тоже нет. Иранские аятоллы продолжали выполнять соглашения "прекращение ядерных разработок в обмен на отмену санкций", заключенные Администрацией Обамы. "Решение о санкциях" было принято Трампом в рамках обычного трамповского паскудства. А точнее, Дом Путина выдает указания подчиненного ему Дому Трампа. И Дом Трампа их послушно выполняет.
Всем (за вычетом пустоголовых трампистов-путинистов) теперь известно, что Дом Трампа сорвал закон, принятый Конгрессом 2 августа 2017 года, который, в частности, предусматривал замораживание "триллиона долларов российских активов в США". (В реальности на сегодняшний день из этого триллиона было заморожено едва ли больше 10 миллиардов долларов.)
Знайте теперь, что Дом Трампа помогает Дому Путина еще и "нефтяным способом".
К счастью, действительность опрокидывает планы обоих паскудных Домов. В среду, 22 августа, по мнению многочисленных американских экспертов, Дом Трампа "прошел точку невозврата" и пошел к своей гибели.
От всей души надеюсь (хотя, по привычке, готовлюсь к скверным сюрпризам), что к концу этого года Дом Трампа провалится в ту темную дыру, из которой его в 2016 году извлек Дом Путина. В результате резко упадет цена на нефть, да и замораживание российских активов в Америке и по всему миру пойдет куда веселее. Словом, Дом Путина пойдет по пути Дома Трампа.