Пикет в поддержку Ивана Сафронова, Москва, 7.07.20. Фото: t.me/mbkhmedia
  • 08-07-2020 (10:33)

Журналистика как преступление

Блогосфера об аресте журналиста Ивана Сафронова

update: 08-07-2020 (11:22)

Бывший журналист "Коммерсанта" Иван Сафронов был задержан утром 7 июля оперативниками ФСБ по подозрению в госизмене. У него дома и на работе прошли обыски. Сообщается, что следствие подозревает его в передаче данных Чехии. Комментаторы уверены в невиновности Сафронова. На пикетах в его поддержку, состоявшихся 7 июля, силовики провели задержания.

Игорь Яковенко:

"Журналистика как преступление.

Путинизм начался с убийства НТВ, заканчивается повальным преследованием журналистов.

По теме
НОВОСТИ

За 20 лет путинизма убито свыше полутора сотен журналистов.

Журналист для власти — синоним преступника.

Ивану Голунову подбросили наркотики.

Светлану Прокопьеву осудили за "оправдание терроризма".

Ивана Сафронова обвиняют в "государственной измене".

Совершенно неважно, как журналист относится к власти: оппозиционно, как Прокопьева, нейтрально, как Голунов или лояльно, как Сафронов. Журналист = враг. Был бы журналист, а статья найдется..."

Елизавета Сурначева:

"Госизмена" и Ваня Сафронов — это такой же оксюморон, как наркотики и Ваня Голунов.

Такое ощущение, что кто-то специально подождал, пока Ваня уйдёт из журналистики, чтобы гордо сцапнуть под соусом "ну а что не журналист же уже, никто скандалить не будет". Хотя очевидно, что что бы ни вменяли там, все это приходится ровно на период работы в СМИ — хотя что именно нам, вероятно, и не расскажут.

Журналистика — не преступление, успокойтесь там уже".

Илья Шепелин:

"Год назад никчемность обвинений против Голунова продемонстрировала нарколаборатория, которую подбросили Ивану. Этот фейк был разоблачен в течение пары часов и обрушил любые остаточные доводы "следствия".

В этот раз, с другим Иваном, следствие решило не повторять прошлогоднюю ошибку. Поэтому ни одного мнимого или реального доказательства обвинение не показало.
Как можно разоблачить то, чего не существует?"

Алина Витухновская:

"Рогозин заявил, что Сафронов не имел доступа к закрытой информации. То есть, не мог изменить родине, потому что не знал как. Симптоматично и совершенно неудивительно. Ведь у этой родины не осталось никаких тайн. Сплошная ясность".

Александр Синяков:

"Адвокаты арестованного на 2 месяца Ивана Сафронова, советника главы "Роскосмоса", сообщили, что он подозревается в работе на чешские спецслужбы.

Докатились.

Следующими покупателями секретов Роскосмоса будут молдаване. Ну, чисто поржать".

Егор Седов:

"Пишут, что Сафронову шьют шпионаж в пользу Чехии.
Сильно опасаюсь, что очень скоро они там вспомнят традиции — могут появиться и "ассиро-вавилонские шпионы". Как оно и было в предвоенные годы..."

Он же:

"1) Долго я думал — а почему Чехия? Не Словакия, например. Не Молдова.
Единственное, что в голову приходит — недавняя история (и истерика) с памятником Коневу. У меня-то "ящика" нет, обо всем читал в ФБ на фоне иных событий. А вот телеаудиторию, надо думать, обработали капитально.
2) Сафронов мне не может быть симпатичен — хотя бы по причине того, что он говорил в 2014-м. Никто ничего не забыл — и забывать не думал. Но когда происходят вот такие задержания, не столь важно, симпатична тебе позиция человека — или нет. Вот недавно была история с Платошкиным, а он, между прочим, "СССР2.0". И что? За него теперь нельзя вступаться? Система бьет, не разбирая: Дмитриев — Верзилов — Прокопьева — Сафронов — Платошкин... Дело — в Системе.
Но, разумеется, бабченковское "Родина бросит тебя, сынок..." ["в каземат тебя, в равелин" (с)] держим в уме.
3) А что такое, вообще, гостайна? Человек, не дававший подписки, в принципе вообще не может знать, что является гостайной, а что — нет. Откуда ему знать? Нормальная же логика!"

Александр Морозов:

"Это драматичная история. Дело в том, что — вы этого не читали, — в периферийных российских (донбасских) медиа циркулирует такое объяснение сноса памятника Коневу: сделал это нынешний староста Праги 6 Ондржей Коларж. Но не сам — а по наущению отца. Отец его — известный чешский дипломат, был послом в США, а затем в Москве (до декабря 2012 г.). ФСБ считает, что памятник Коневу снесли по плану, разработанному американской фирмой, в которой сейчас работает Коларж-старший.
А на другом конце этого коромысла — судьба Ивана Сафронова. Он 1990 г.р. Его отец погиб в 2007 году. Поскольку ФСБ уже заявил, что Сафронов-мл., якобы был завербован в 2012 году, то из него будут выбивать факт общения с послом Чехии в РФ Коларжем.
Чего в настоящий момент Сафронов-мл. не помнит. Поскольку ему тогда было 22 года и он ходил, как все журналисты, на приемы в разные посольства.
А "послание" российских спецслужб и В.Путина чешскому правительству уже хорошо читается в аресте Сафронова.
Это очень грязный ответ Кремля на снос памятника ценой свободы, — я совершенно в этом не сомневаюсь, — невиновного человека".

Телеграм-канал "Методичка":

"Шпионаж на Чехию — это чистая минаевщина. Сериал "Спящие" включил бы этот эпизод в третий сезон.

Если серьезно, то Чехия как шпионский страна-враг Россией — это не совсем нелепо. В 2019 году чехи заявили о разоблачении шпионской сети ФСБ. Аналогичные заявления были годом ранее. Совсем недавно они заявили о шпионе, которые должен был отравить мэра Чехии. В 2016 году "Радио Свобода" писала о Чехии как базе российских спецслужб в Центральной Европе. Наличие в Праге редакций американских государственных СМИ с русскими журналистами — тоже повод искать шпионов.

В общем для вас шпионская Чехия может звучать как часть карикатурной минаевщины, а для спецслужб она звучит вполне серьезно. Возможно, они захотели обменять Сафронова на кого-то пойманного в Чехии?"

Роман Попков:

"При Сталине иностранным шпионом и изменником мог быть объявлен вообще любой. Не было исключений. И сейчас иностранным шпионом и изменником может быть объявлен вообще любой. Сроки заключения вполне сопоставимые с тогдашними. Но можно продолжать презирать "демшизу", которая кричит про неосталинизм.

И да, хорошо что власти не имеют возможности больше расстреливать. Хорошо что Ельцин у них этот ПМ для казней отобрал. А то еще было бы тут делов".

Дмитрий Гудков:

"Задержан помощник Рогозина Иван Сафронов.
Это неправильный заголовок.

Правильный: по обвинению в госизмене задержан журналист "Коммерсанта" и "Ведомостей". И вот так все становится ясно.

Многолетний военный обозреватель "Коммерсанта", отец которого "выпал из окна" при расследовании махинаций в Минобороны. Журналист, из-за статьи которого о Матвиенко разогнали всю политическую редакцию газеты. Человек, который сразу ушел из "Ведомостей" после прихода туда Шмарова.

И вот теперь — дело о госизмене. Мы незаметно, как это всегда и бывает, пробили хрупкое дно, попали на новый виток репрессий. За мнение Светлане Прокопьевой требуют 6 лет. Крупнейшего русского режиссера Кирилла Серебренникова годами таскают по судам. И если здесь ещё спасает огласка (пока спасает!), то в делах "Сети" и "Нового величия" надежды нет, а сколько таких дел.

По безумным статьям о терроризме, госизмене — все, как в хорошо памятные 30-е.

Чем закончился вчерашний день? — Ударом шокером в пах Егору Лесных и уголовным делом на Петра Верзилова за канадский паспорт. Чем начался сегодняшний день? Обысками у крымских татар. Мы не замечаем, привыкли, это далеко. А продолжился день тем, что близко.

Охота идёт уже не на политиков и активистов, теперь в прицеле журналисты и "творческая интеллигенция".

И кто там рассчитывал на прокурора Краснова? — Вот он, во всей красе. В этой системе нормальные люди долго не живут. Или мутируют, или уходят.

Обнуленец торжествует, у него развязаны руки, теперь можно совсем все. А люди — что люди, они привычно промолчат. Фейсбука у дрезденского резидента нет и не будет".

Игорь Апухтин:

"Была интересная история, которая длилась с 1994 по 1996-й год. "Дело капитана 1-го ранга Александра Никитина" (поищите в инете). Ему вменяли 64 прим (по тому УК) — "Измена родине". Адвокат Юрий Маркович Шмидт в течение двух лет напрочь разбил, шаг за шагом, доводы обвинения. Никитина освободили зале суда "за отсутствием состава преступления". В этом деле была ещё одна довольно любопытная коллизия — в прямом телеэфире накануне финального заседания суда было предложено посадить по той же статье лучшие следственные силы ФСБ по Северо-западу в качестве пособников и соучастников. Но это отдельная история. А дело Сафронова — просто калька дела Никитина, судя по доступной информации. И суть его в том, что когда органы не могут найти хоть какого-нибудь шпиона и им грозит обрезка финансирования, а начальству отставка — приходится дела высасывать из пальца, благо и закон теперь, как дышло".

Ольга Романова:

"Иван Сафронов журналист. Он был моим студентом, и не только моим. Я знала его отца, журналиста, он погиб.
Что сделал Иван? Иван выполнил свой журналистский долг.
Есть такой старый избитый тест для первокурсников журфака: ты приходишь на интервью с министром обороны, он отлучается в туалет, и тут ты видишь, что у него на столе лежит приказ об объявлении войны завтра.
Твои действия?
Если ты журналист, то не может быть никаких иных действий, кроме как сообщить эту общественно значимую информацию людям. Это твой долг.
А правда это или неправда — это пусть министр обороны отвечает. Был стол, на нем был приказ. Точка, никаких влажных фантазий.
А долг министра обороны — хранить секреты, если это секрет. Судить, если что, надо министра.
Это как с врачом и солдатом. Солдат уничтожает противника, это его долг. Врач лечит раненного, будь он хоть кто. Это его долг. Врача за это не должны судить — ни за то, что он помогает врагу, ни за пособничество террористам.
Каждый выбирает по себе. И профессию, и долг.
Ассанж рассказывает обществу чужие секреты. Вне зависимости от того, кому это на руку — Путину, Трампу или еще кому. А тот, кому эти секреты были доверены, обязан был их хранить. Сноудена спросите, если что.
Журналист Иван Сафронов опубликовал информацию о поставках в Египет нашего оружия?
Информация не подтвердилась? Увольте его.
Информация подтвердилась, и это был секрет? Ищите того, кто этот секрет выдал, чья работа — не выдавать секреты. Кто за это зарплату получает.
Сами себя сажайте, эй, там. Чемезова, например. От него же утекло2.

Николай Травкин:

"Что секретного мог услышать Иван Сафронов за 2 месяца работы у Рогозина? Ну, кроме бреда про колонизацию Луны? Но и это не секрет, он Путину об этом вслух по телевизору рассказывал".

Федор Крашенинников:

"Я лично Ивана Сафронова не знал и даже печальную историю его отца узнал вчера. Поэтому я ничего про него сказать не могу, кроме того, что совершенно не верю ФСБ и все эти сказки про то, как чехи завербовали 21-летнего журналиста, чтоб он им какие-то важные сведения выдал, считаю чушью.
Многих (и меня, признаюсь) смутило место его последней работы — Роскосмос. Но потом я, как это часто бывает со мной в последнее время, примерил всю эту ситуацию на себя.
Вот ты молодой успешный журналист, работаешь в ведущих СМИ России. Разоблачаешь, купаешься в лучах славы и т.д. Но в какой-то момент ты понимаешь, что журналистика в России — это точно не путь к успеху, прежде всего в финансовом смысле. Причем, чем громче звучит твое имя, тем дальше ты от преуспевания — если ты, конечно, не звезда агитпропа, где виллы на острове Комо и все прочее.
И тут тебе какие-то добрые люди говорят: ну и правильно, сколько можно биться головой о стенку, вот есть теплое хорошее место при власти, при чем даже не ФСБ пиарить, не в Парашетудэй работать разоблачителем бывшим коллег и даже не поехать в командировку в Сирию. А вот, к примеру, Роскосмос. При всей сомнительности фигуры тамошнего начальника — это же все равно про Космос, про светлое и полезное.
И это, как мы понимаем, ловушка. Путинская власть во всех ее проявлениях никому ничего не прощает и не забывает. И не факт, что даже публичное поедание фекалий в эфире РТ гарантирует прощение тем, что променял юношеские идеалы на стабильную большую зарплату. Так что и тамошних звезд вполне могут и за шпионаж попытаться садить, и за наркотики — не зря они тоже участвуют в акциях поддержки. Боятся за себя, потому что понимают, с какими людоедами работают.
Зато как красиво получилось с Роскосмосом, где Сафронов (после всех проверок!) успел поработать всего два месяца — да он же ведь не журналист и это вовсе не за журналистику! И уже всяки ревнители благочестия и ортодоксии встают в позы: что же это вы, сотрудника рогозинской шарашки собрались спасать?
Каждый человек хочет развиваться и делать карьеру. И да, журналистика в России сейчас — это, повторюсь, совсем не путь к успеху. Но, как мы видим, лучше уж оставаться журналистом и никогда не верить власти — ни когда она зовет к себе работать, ни когда обвиняет в шпионаже в пользу Чехии коллегу.
Свободу Ивану Сафронову и долой чекистский террор!"

Кирилл Шулика:

"Я еще раз подчеркну, лишним не будет. В России запрещены одиночные пикеты. В Москве на пикетах у ФСБ в поддержку Ивана Сафронова было задержана 28 человек".

Телеграм-канал "Кстати":

"Сафронов пока арестован на два месяца.

Как мы видим ситуация зашла в серьезный тупик. Дело получило широкий общественный резонанс. Более того, журналистское сообщество заступилось за Сафронова и вышло на одиночные пикеты: задержаны журналисты, редакторы и даже Ксения Собчак. На завтра уже готовятся информационные акции в СМИ в поддержку Сафронова. Получается, что общественность требует доказательств вины журналиста, но такие доказательства не могут быть опубличены, так как материалы дела — гостайна".

Он же:

"Пока что главная из всех версий о задержании Ивана Сафронова — силовики решили, что после поправок уже "можно". Микроавтобусы-воронки шныряют по Москве, собирая неугодных, а власть, по старой памяти пытается замарать подследственных уголовкой. Но годами проверенный способ не работает. Многолетние фальсификации перевели количество в качество, пусть пропагандисты и не устают припоминать грехи "либеральной тусовочке". Словно бы кто-то поставил задачу декриминализировать УК по большинству из "народных статей". Голунов — не наркоман, Серебренников — не растратчик, Прокопьева не оправдывает терроризм, а задает неудобные вопросы.

Систему управления поразил диагноз, поставленный ещё 22 года назад в пророческом, несмотря на все огрехи, фильме с Александром Абдуловым — "Шизофрения". Вот и в отдельно взятой Твери конкретно "поехавший" губернатор Руденя сначала демонтирует доски с расстрельного дома, а потом закрашивает Солженицына, не принявшего орден Андрея Первозванного от Ельцина, но принявшего Государственную премию от Путина.

Примечательно, что пока Роскосмос вновь и вновь повторял, что у Сафронова не было доступа к закрытой информации, другие "осведомленные источники" намекали — взяли Сафронова не за журналистику. В этом противоречии есть определенный смысл — Рогозин, в отличие от Сафронова, в НАТО работал".

Егор Ершов:

"Сафронов, Дмитриев и Верзилов — это очень разные люди и отношусь я к ним очень по-разному. В любом случае уж очень зловеще получилось. Обнуление — оно такое и это было ожидаемо".

Леонид Лялин:

"Тридцать седьмой еще не скоро
но время началось облав
кругом агенты иностранных
держав"

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter