Вице-премьер Юрий Борисов заявил о возможной блокировке экспорта в России из США всей высокотехнологичной продукции. По его словам, администрация Байдена с сентября фактически вводит "кокомовские" списки ("КоКом" - это координационный комитет по экспортному контролю, составлявший в годы холодной войны списки стратегических товаров и технологий, не подлежащих экспорту в СССР и другие соцстраны). По мнению Борисова, новые санкции США могут коснуться авиаотрасли и привести к разрыву действующих контрактов.

Введенные с 18 марта санкции означают, что американский Минторг, рассматривая заявки на экспорт в Россию предметов, важных для национальной безопасности, будет руководствоваться "презумпцией отказа". То есть поставщику необходимо будет доказывать безопасность данного товара для национальных интересов Америки. Дело это долгое и неприятное, что призвано побудить фирмы воздерживаться от таких сделок. Есть немногочисленные исключения, выгодные США: продукция, необходимая для безопасности полетов гражданских пассажирских самолетов и поддержания правительственного космического сотрудничества, а также сделки с филиалами американских компаний. И временно - только до 1 сентября - продукция, необходимая для космических запусков.

Тем временем, по словам главы Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, ОСК стала сталкиваться с системными ("практически каждый месяц") отказами иностранных компаний от обслуживания уже поставленного оборудования или поставок запасных частей.

И, наконец, правительство Норвегии по соображениям безопасности заблокировало покупку "Трансмашхолдингом" норвежского завода по производству двигателей Bergen Engines. Изначальной целью возможной покупки было налаживание производства среднеоборотных дизельных двигателей по доступной цене для отечественных верфей — они остро необходимы для флота "река-море". рыболовецких и офшорных судов. Норвегия, однако, посчитала, что это позволит повысить военный потенциал России.

Таким образом западные санкции носят как формальный, так и неформальный характер. Ужесточение формальных санкций влечет за собой и расширение неформальных, которые носят более масштабный характер – западному бизнесу дается понять, что с Россией в стратегических отраслях (а это определение воспринимается все более расширительно) работать не стоит. Еще один важный момент – под подозрением оказывается российский частный бизнес, который рассматривается как опосредованно связанный с государством. Тот же "Трансмашхолдинг" - негосударственная компания с 20%-ным французским участием, что не помогло сохранить норвежскую сделку.

Единственной альтернативой в России считается импортозамещение, но с ним тоже проблемы. Во-первых, так не решается вопрос доступа к технологиям – и отставание от конкурентов будет усугубляться. Во-вторых, это дополнительные финансовые издержки, ведущие к удорожанию проектов. В советское время "кокомовские" ограничения пытались обходить путем кражи технологий, но и здесь не все просто – могли поймать, а то и подсунуть "тупиковую" технологию, внедрение которой должно было обернуться упущенным временем и зря потраченными деньгами.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены