Сегодня 1 мая — День международной солидарности трудящихся. Общественного подъема нет и, как мне кажется, не предвидится, вот что плохо! И причина этого не только в "обвальном" усилении властями репрессий против гражданских активистов и гражданского общества по всем направлениям, не только в закрытии ФБК и лишении свободы Алексея Навального после неудавшейся попытки его убить.

Один хорошо знакомый мне доктор наук, вполне сочувствующий нашему делу, на днях прислал мне четверостишие:

Правозащитник одержимый
Уныло борется с режимом.
Мы за него уже дрожим:
Ужо прижмёт его режим.

Ключевое слово здесь "уныло", по-моему, выбрано точно. Действительно, я, в общем-то, уныло борюсь с режимом, хотя и участвовал во всех основных акциях протеста, и когда на них выходишь, уныния не чувствуешь. Тем не менее внутренняя унылость ощущается и существует, и происходит она не только от того, что силы противника огромны, не только от того, что мы не очень верим в возможность победы над режимом, а от того, что не видно, к чему борьба, в которой мы участвуем, должна нас привести.

Речь не столько о выборах и системе управленческих отношений в стране после ухода Путина (к тому же он, скорее всего, передаст власть преемнику, как ему передал эту власть Ельцин), сколько о системе владения, распоряжения собственностью и доходами от собственности. Считать сегодня, что данная система, созданная при Ельцине на базе залоговых аукционов, нормальна, я категорически не могу. Не могу потому, что доходы от владения и распоряжения около 90% производственных и природных ресурсов нашей страны поступают в пользу примерно 10% населения страны. По источнику происхождения, масштабам (глубине) и сфере существования (действия) это вопиющее социальное неравенство несправедливо, с точки зрения значительного большинства общества. Его необходимо минимизировать и постепенно превратить в справедливое социальное неравенство, т.е. такое социальное неравенство, какое большинство населения страны считает обоснованным, допустимым, приемлемым, нормальным и по источнику происхождения, и по масштабу (глубине). Но как это сделать? Людям интуитивно понятно, что не нормальная и не трудовая рыночная экономика — причина возникновения этого вопиющего социального неравенства, а то, как рыночные отношения в стране вводились и как их представляли и представляют себе "системные либералы" в лице видных деятелей гайдаровского и последующих правительств при президенте Ельцине и сегодня.

Что значительному числу граждан важны требования проведения открытых и честных выборов и создания полномочного и играющего главную роль парламента, осуществление реформы уголовного правосудия и т.д. и т.п. — это лидерам оппозиции и гражданским активистам ясно, и они эти требования выдвигают, и мы — гражданские активисты и обычные граждане — их поддерживаем.

А вот что в обществе с рыночной экономикой от жизни в условиях несправедливых социальных неравенств людям важно предложить, им важен (даже если они не могут это ясно высказать) переход к жизни в условиях справедливых с точки зрения самих людей социальных неравенств — об этой главной для самих граждан и труднейшей для политиков проблеме и задаче политики и лидеры общественного мнения демократического "лагеря", рассуждая о "прекрасной России будущего", не упоминают. Не упоминают потому, что, во-первых, не думают и не верят, что это необходимо, а во-вторых, не знают, как это делать.

Потому и борьба части граждан с существующим "путинским" режимом (я считаю и называю его внутриоккупационным), несмотря на все отдельные яркие моменты, довольно уныла, поскольку вопрос, какой же мы хотим видеть "прекрасную Россию будущего", в сфере отношений собственности на природные ресурсы, основные средства производства, а также в сферах и вопросе минимизации несправедливых и поддержки справедливых социальных неравенств лидерами оппозиции и общественного мнения не ставится. Демократический лагерь просто забыл о вопросе, какие социальные неравенства в условиях рыночной экономики разные по своему положению социальные группы принимают и считают нормальными и справедливыми, а какие отвергают и считают несправедливыми в зависимости от их источников, глубины, сфер действия и о том, каким образом эти социальные неравенства возникают, регулируются и саморегулируются. Вроде бы всем участникам демократического движения понятно и все согласны, что Ролдугиным, миллиардам Ролдугина и дворцу Путина в "прекрасной России будущего" не должно быть места. А Алекперовым, Усмановым, Прохоровым, Мордашевым и т.д., получившим свои богатства от Кремля почти "за фук" на залоговых аукционах, место в России будущего будет или нет?

Я не экономист, не большой политик, а просто человек и гражданин с обостренным чувством социальной справедливости и социальной несправедливости существенных аспектов жизни людей и общества в условиях рыночной экономики в нашей стране. И чтобы моя борьба за будущую Россию была не столь унылой, как сегодня, чтобы я и люди, выходящие на акции протеста, действительно знали и понимали, что принесет нам победа, и мне, и множеству других людей нужно и важно знать, к чему в сфере происхождения и управления собственностью и доходами стремятся и чего хотят в этой важнейшей области жизни лидеры демократической оппозиции и лидеры общественного мнения и что они нам и стране по этому вопросу предлагают?

Юрий Самодуров

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter