В октябре 2004 г. во время визита в Пекин Путин неожиданно передал Китаю несколько островов на реке Амур общей площадью более 300 кв.км. В 2016 г. в интервью агентству "Блумберг" американский  журналист  Джон Миклетвейт спросил Путина: мол, вы тогда отдали остров Тарабаров Китаю ради экономических выгод, а Калининград сможете отдать?

 "Мы ничего не отдавали, – засуетился Путин, – это были территории, которые являлись спорными и в отношении которых мы вели переговоры с Китайской Народной Республикой в течение 40 лет, хочу это подчеркнуть, 40 лет, и  в конце концов  нашли компромисс".

Ответ вышел  двусмысленный.  Если острова спорные –  еще не значит, что их надо отдавать. Да и 40 лет споры не велись. СССР с Китаем не спорил. Он просто не отдавал ничего и все. А при попытке силового захвата – ставил "Грады"  и обстреливал китайскую территорию, как в 1969 г.,  во время конфликта на о.Даманский. Собственно,  переговоры и первая передача островов начались только при Горбачеве.

Однако суть дела не в этом.  Суть в том, что одним из атрибутов путинского режима действительно стал навязчивый поиск  дружбы с Китаем. Госпропаганда объясняет это экономической выгодой и "многополярным миром" – мол, США скоро утратят лидерство, и будет вместо них Китай.

В Китае – диктатура, и это также импонирует путинскому режиму. Идеологически в КНР –  смесь коммунизма с конфуцианством. А конфуцианство в политике – это китайский царизм, беспрекословное подчинение отцу в семье и императору в государстве.

Путинизм пытается слепить какую-то такую же смесь и в России, правда, это у них плохо получается. Одновременно чествуют подвиг блокадного Ленинграда и ставят мемориальную доску Маннергейму, который этот город в блокаде и держал. И только потому, что до перехода на службу к финнам он был царским генералом. Одновременно празднуют "100 лет ФСБ" (в смысле ЧК-НКВД-КГБ-ФСБ), и говорят, что обе революции 1917 г.  – происки западных разведок. А разве ЧК  не "карающий меч революции"? Что они вообще празднуют на День чекиста 19 декабря?

Ну и наконец, путинский режим явно перенимает приемы цензуры и слежки,  которые китайская диктатура обкатала на своих подданных: блокировка соцсетей, "цифровой ГУЛАГ" с распознаванием лиц, фабрики троллей (это тоже китайское изобретение).

Гонконг, август 2019 г. Протестующие сносят “умные фонари” с видеокамерами, через которые шла слежка за происходящим на улицах.

Эти методы цифровой слежки уже взяли на вооружение путинские полицаи во время протестов в Москве в 2021 г. "Лагеря перевоспитания" для противников режима в России, правда,  еще не введены, политзеков отправляют на обычные зоны, но не исключено, что и тут дойдет дело до китайского опыта.

При этом с точки зрения экономики даже беглый взгляд на российско-китайскую внешнюю торговлю не оставляет сомнений: Россия –  сырьевой придаток Китая.

В 2020 г. российский экспорт в КНР составил 57 млрд. долл., из них 29 – нефть и газ, 3 млрд. – древесина, 2,5 – руды, еще около  3 миллиардов – металлы необработанные  (медные катоды, алюминиевые чушки и т.п.). Экспорт машин, оборудования, средств транспорта ничтожен –  едва наберется миллиарда 3 из 57.

А вот китайский экспорт в РФ – полная противоположность. Из 50 млрд. – 30 это машины, оборудование, средства транспорта. И остальные 20 –  тоже, в основном, готовые промышленные изделия, одной одежды и обуви миллиардов на 5.

Показательный пример: в России учатся 45 тыс. китайских студентов.  Специальности – в основном, гуманитарные: русский язык, искусство, экономика.  Точные науки  и технику китайцы едут изучать  в США (китайских студентов там около 400 тыс.). 

Короче говоря, путинская Россия в отношениях с Китаем –  рукож**ая колония, удел которой – сырая нефть и алюминиевые чушки. Сделать из них чего-то посложнее не получается. При этом Путин находит в этом предмет для гордости. Туземный вождь рад продать или выменять чего  у старшего брата, а заодно перенимает его повадки в отношениях с подданными.

В современном Китае  период  1839-1949 гг.  официально именуется "Век унижений".  Он считается с  Первой опиумной войны (1839-42 гг.) и до прихода к власти коммунистов (1949 г.).  Всего 110 лет.

Начался Век унижений с того, что Китай проиграл Первую опиумную войну англичанам и стал полуколонией.  Он  более не мог препятствовать даже поставкам опиума из Индии на английских судах. Максимум – брать пошлину с импорта наркоты.  Пришлось поделиться и территориями – отдать Гонконг.  Ну, хорошо, не отдать, а урегулировать территориальный спор с британскими партнерами.

В 1856-60 гг. последовала  Вторая опиумная война.  На сей раз англичане и французы разгромили Китай полностью и дошли до Пекина.  По итогам  они получили право делать в Китае вообще все, что угодно.  

Разгромом Китая воспользовалась Россия. В 1858 и 1860 гг. китайцев принудили подписать Айгунский и Пекинский договоры, по которым к России отошли Хабаровский край, Приморье и еще ряд территорий. Всего более 1 млн. кв. км.

Судя по карте, царская Россия обстригла Китай со всех сторон: от Владивостока до Алтая.

В китайской Википедии об этом есть статья "Неравные договоры". Их там очень много – в 19 веке об Китай вытирали ноги все, кому не лень. Про договоры с Россией сказано, что "после 1917 года Советский союз дважды объявлял об отмене всех неравных договоров царской России с Китаем, но  так и не вернул Китаю его территории".

Есть в китайской Википедии и отдельная  статья про Айгунский договор 1858 г.  Он назван неравным, написано, что царская Россия в условиях опиумной войны угрожала Китаю военной силой и в итоге больше всех от этой войны выиграла. Это была самая большая потеря территорий  Китаем за всю его историю.

Ну и наконец, помимо того, в китайской Википедии есть еще  статья "Аннексия Амура". Это опять про те же дела 19 века. Написано, что Приамурье и Приморье –  исконная территория империи Цин,  так называемая Внешняя Маньчжурия.

"Я постараюсь, сэр!". Знаменитый плакат американской армии начала 20 в. Описывается подвиг американского солдата Келвина Титуса, который при штурме Пекина в 1900 г. первым забрался по выбоинам в стене на укрепления Внутреннего города, где была резиденция императора Китая. Сам штурм Пекина в 1900 г.  был связан с восстанием боксеров.  Это был народный бунт в Китае против засилья иноземцев. Он был подавлен совместной интервенцией войск западных стран, России и Японии.


Русские войска в Китае в 1900 г. во время подавления восстания боксеров.

Век унижений – важная часть современной  китайской идеологии. Хотя Китай сегодня избегает предъявлять счета тем, кто его унижал, но память об этом старательно поддерживается правящей  китайской компартией. Это такой способ объединения народа.

Впрочем,  были времена (1960-70-е гг., при Мао), когда Китай не только скорбел о прошлом, а вел себя агрессивно, угрожая силой восстановить "историческую справедливость" на границах. Любой подъем китайского национализма в будущем, да и просто ухудшение отношений с Россией по любой причине, со 100%-й вероятностью вновь разбудит тему неравных договоров и Внешней Маньчжурии, по недоразумению именуемой Дальневосточный федеральный округ.

Как  должно было вести себя в такой ситуации правительство России, если б оно заботилось  о национальных интересах?  Что делать, когда по ту сторону Амура 30 лет экономический бум, индустриализация полуторамиллиардной страны, стремительный рост военной мощи? –  Ответ очевиден: развивать СВОЮ промышленность и территорию, искать союзников на всякий случай. Ну, уж в любом случае не ложиться под  азиатского соседа, становясь его сырьевым придатком. Как  делает 20 лет  Путин под разговоры о "вставании с колен". Хотя кто сказал, что путинизм имеет что-то общее с национальными интересами России?

spinozaproject.wordpress.com

! Орфография и стилистика автора сохранены