Этот культурный год в Германии почти без натяжки можно было бы назвать годом русской оперной дивы Анны Нетребко. Судите сами.
5 и 7 мая в рамках Международного майского фестиваля (Internationale Maifestspiele) в Висбадене она исполнила партию Абигайль из оперы Джузеппе Верди "Набукко". Выступление состоялось, несмотря на критику, несмотря на состоявшиеся акции протеста, несмотря на то, что городские власти Висбадена вынуждены были дистанцироваться от этого мероприятия, в частности отказались быть его спонсором.
"У госпожи Нетребко есть действующий контракт, подписанный всеми сторонами, — сказал режиссер Уве Эрик Лауфенберг. — Г-жа Нетребко ни в чем не виновата. Ее ни за что осудили... Это своего рода моральная истерия". Если бы любому, кто сфотографировался с Путиным до 24 февраля, запретили выступать, заниматься политикой или писать, "то здесь было бы очень пусто", сказал г-н Лауфенберг.
История повторилась 21 июля в Баден-Бадене, где, несмотря на акции протеста, состоялся сольный концерт Анны Нетребко и ее мужа Юсифа Эйвазова.
С 15 сентября уже в столице Германии, в Берлинской (или Немецкой) государственной опере, именуемой также Государственной оперой на Унтер-ден-Линден (Berliner Lindenoper) — одном из старейших и наиболее крупных музыкальных театров в Германии, основанном еще в 1742 году как Королевская придворная опера при Фридрихе II, — планируются четыре представления оперы "Макбет" с участием Анны Нетребко.
По этому случаю на сайте change.org размещена петиция с протестом против участия Нетребко в спектаклях на берлинской сцене. Из содержания петиции хорошо видно, насколько г-жа Нетребко, как сказал г-н Лауфенберг, ни в чем не виновата — всего лишь сфотографировалась разок с Путиным до 24 февраля (а что, до 24 февраля, в течение восьми лет, не было никакой войны России против Украины?).
Берлинская государственная опера планирует с 15 сентября 2023 года пригласить русское сопрано Анну Нетребко участвовать в четырех спектаклях оперы "Макбет". Мы самым решительным образом протестуем против этих планов и призываем к тому, чтобы ее роль исполнил другой артист. Госпожа Нетребко последовательно демонстрировала свою близость к Кремлю посредством совместных публичных выступлений и фотографированием с Владимиром Путиным, получения наград от Путина и празднования своего 50-летия в Кремле. Она публично позировала с восточноукраинским "лидером сепаратистов" Олегом Царевым и флагом "Новороссии" после того, как российские войска оккупировали украинский Крым, Донецкую и Луганскую области.
Госпожа Нетребко лишь очень равнодушно сказала, что она против нынешней войны и надеется, что она закончится. Однако она ни слова не сказала об ответственности России и Владимира Путина за агрессивную войну и не осудила его действия. Это совершенно неадекватно и неприемлемо, учитывая ее историю близости к Кремлю.
Искусство и культура должны объединять людей и народы, и в идеале они должны быть независимы от политических событий. К сожалению, в случае с Нетребко и ввиду продолжающейся жестокой агрессивной войны, российского ракетного террора против украинского гражданского населения и других российских военных преступлений, это стало немыслимо.
Нам совершенно непонятно, почему художественное руководство Государственной оперы намерено игнорировать эти очевидные связи. А как насчет художественного духа, моральной основы такого культурного учреждения, как Berliner Lindenoper, когда оно действует столь инстинктивно и беззаботно перед лицом многочисленных насильственных смертей в соседней европейской стране, перед лицом массовых страданий, пыток, изнасилований и депортации?
Помимо перечисленных в петиции действий оперной дивы, недвусмысленно свидетельствующих о ее политической позиции, добавлю, что еще 6 февраля 2012 года она стала доверенным лицом Путина.
Да, после полномасштабного вторжения Нетребко опубликовала в Instagram пост на русском и английском языках, где заявила, что выступает против войны, не является союзницей никого из российских руководителей или политических партий, а ее прежние выступления — надо же! — были неверно интерпретированы. Но, как говорится, поздно пить Боржоми, Анна Юрьевна. Кто, после того, как вы восемь лет после 2014 года занимали вполне недвусмысленную позицию в отношении российской агрессии, поверит в искренность вашего переобувания после 24 февраля 2022 года — а не в то, что вами руководит банальный страх потерять возможность гастролировать по миру?
В дополнение к сказанному предлагаю читателям мое эссе об Анне Нетребко, написанное некоторое время назад, где, помимо ее политической позиции, видно, что она представляет собой как человек.
Как Анна Нетребко уделала Вандербильдиху!
"Можно вывезти девушку из деревни, труднее вывести деревню из девушки"
Анна Нетребко разместила на своей странице в фейсбуке свое фото в шикарной шубе из натурального меха и так прокомментировала эту фотографию: "Winter in Moscow is not going away... love my coat from Igor Gulyaev". Что означает: "Зима в Москве не уходит... люблю свое пальто от Игоря Гуляева".
Не буду метать в нее громы и молнии за ношение на себе шкурок, содранных с сотен несчастных зверьков.
Не буду морализаторствовать: как может женщина, продолжательница рода, носить все это на себе и не содрогаться от ужаса. Раз носит — все равно ни ее, ни тысячи восторгающихся ею и ее шубой в комментариях под ее постом, не переубедишь. Бесполезно говорить о моральной стороне дела и о практической — что сегодня нет никакой необходимости в таких шубах, кроме необходимости выпендрежа — поскольку есть шубы из искусственного меха не менее и даже более теплые, чем натуральные. Для тех же, кто не очень в курсе, как и из чего делается эта красота, просто дам для примера вот такую ссылку: www.rubezh.eu/Zeitung/2018/01/41.htm. Почитайте.
Я о другом. Смотрел я на эту фотографию, на ее упоенное, кричащее от восторга, что она такая вот известная, богатая, что может покупать себе такие эксклюзивные шубы, лицо, и самое политкорректное слово, которое приходило в связи с этим мне в голову, это слово "недоумок". Точнее, "недоумка". И еще: убогая. Потому что не приходит в этот ум та простая мысль, что просто неприлично настолько бравировать своим успехом и богатством — неприлично вообще в приличном обществе, а уж тем более неприлично в нищей разоренной стране.
Но удивлен я этим не был. Добрых лет 15–20 назад, когда она еще была восходящей звездой, но уже достаточно популярной, довелось мне посмотреть интервью с ней, кажется, по телеканалу "РТР-Планета". Она еще не очень привыкла тогда к свалившейся на нее славе и не могла обуздать обуревавшие ее в связи с этим эмоции: взвизгивая и похохатывая, она с детской непосредственностью делилась с телезрителями своим восторгом, что вот она, простая девчонка, работавшая уборщицей, стала вдруг такой знаменитостью. И слог, которым она изъяснялась, был на уровне уборщицы. Она производила впечатление дремучей деревенщины, которую Бог по необъяснимой своей прихоти наделил редким голосом. Пожалуй, не знаю никакого другого деятеля культуры с таким кричащим несоответствием масштаба таланта масштабу личности, о котором — масштабе личности — в случае с Нетребко говорить практически не приходится.
Поэтому, конечно, я не очень был удивлен, когда в 2014 году Анна Нетребко сфотографировалась с Олегом Царевым, в то время спикером парламента "Новороссии", на фоне флага этого самопровозглашенного образования. Хотя, казалось бы, кто ее, гражданку Австрии, живущую в Вене, мог к этому принудить?
И уж совсем я не удивился этому фото, на котором оперная дива запечатлена в шубе от Игоря Гуляева. Причем, похоже, ее знаменитость до сих пор вызывает в ней щенячий восторг, а ее деревенская вульгарность никуда не делась.
Это о ней точно припечатано: можно вывезти девушку из деревни, но нельзя вывести деревню из девушки.
Все в этом посте в фейсбуке вульгарно. Вульгарно само фото, вульгарна ее упоенность дорогими цацками с открытым от восторга ртом, вульгарна подпись под фотографией.
И знаете, все эти элементы, характеризующие Анну Нетребко, вдруг сложились, как части мозаики, как части Puzzle, в единую картину, и я понял, кого она мне напоминает.
Это же Эллочка-Людоедка, дорвавшаяся таки до натурального меха.
Думаю, вспоминая ее интервью, что и словарный запас ее не намного превосходит словарный запас Эллочки. Ну, может быть, достигает словарного запаса Фимы Собак, который составлял аж 180 слов. Хотя, каюсь — Фима-то слыла культурной девушкой. Вот и Анна слывет...
И главное: утерла, наконец, нос Вандербильдихе!
P.S. Подпишите петицию.
P.P.S. Читатель под этой статьей у меня в ФБ высказал очень дельную мысль.
Российские спортсмены не допускаются к международным соревнованиям практически в полном составе, причем независимо от того, поддерживают они войну или нет — просто по факту принадлежности к РФ.
А деятели культуры, даже про которых точно известно, что они поддержали войну, поддерживают политику Путина, — спокойно разъезжают по миру с концертами. И даже, как мы видим, протесты общественности практически ничего не меняют.
И это при том, что влияние и охват аудитории всемирно известных артистов — таких, как Анна Нетребко, — гораздо больше, чем у всей массы спортсменов.