ВЦИОМ провел очередной опрос на религиозную тему, на этот раз посвященный Великому посту. Результаты оказались противоречивыми.

Число россиян, называющих себя православными, постепенно снижается. В 2017 году таких было 75%, сейчас – 66%. Среди самых молодых (18-24 года) респондентов к православию себя относят 38%, в следующей группе (25-34 года) – 52%. В остальных возрастных группах численность православных близкая - 69-75%.

Зато оставшиеся православные стали чаще говорить о том, что соблюдают посты. В 2018-2022 году о своем несоблюдении поста говорили 71-75%, сейчас пост не соблюдают 56% от числа православных. Все равно больше половины, но существенно меньше, чем раньше. Причем это нельзя объяснить снижением числа православных (и, соответственно, оттоком наиболее сомневающихся). В 2022 году к православным себя относили 68% (на два пункта больше, чем сейчас), а посты игнорировали 74% (на 18 пунктов больше).

Представляется, что причиной является СВО – люди существенно чаще обращаются не просто к религии, но и к разным религиозным практикам в поиске утешения. В том числе речь может идти о членах семей и родственниках участников СВО. Нет ничего удивительного в том, что в наибольшей степени посты соблюдают женщины – жительницы провинции и телезрительницы.

Впрочем, соблюдение постов интерпретируется россиянами по-разному. Лишь 4% православных строго соблюдают все посты. К числу наиболее распространенных способов самоограничения во время поста респонденты относят отказ от употребления алкоголя (25% православных) и использования в речи нецензурных слов (23%). От жирной или животной пищи, что является одним из основных требований во время поста, отказываются реже – по 17% православных.

Посещают церковные службы 22%, совершают ежедневную молитву 13%. Так как совершение молитвы занимает меньше времени, чем посещение службы, можно предположить, что немалое числа "посетителей" заходит в храм нечасто (может быть раз в пост) и для того, чтобы поставить свечку и написать записку. Зато "дисциплинирующая" привычка молиться каждый день распространена меньше. Число причастников увеличилось по сравнению с 2021 годом примерно в два раза – до 11%.

Так что процессы носят разнонаправленный характер. Со сменой поколений сокращается число верующих, среди молодежи есть "мода" на атеизм – как три десятилетия назад "модно" было идентифицировать себя с православием. В то же время среди православных усиливается тяга к соблюдению правил, хотя и выборочному – люди сами определяют, что им по силам, "конструируя" приемлемый для себя формат поста.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены